Пятница, 17.05.2024, 10:07
Игры на телефон
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Блог Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Июль » 3 » Взаимосвязь творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте
20:25
Взаимосвязь творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте

Моралева М.С. от 05.05.2010


«Взаимосвязь творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте»

Моралева М.С.

 

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном обществе к людям предъявляется множество требований, которые предполагают наличие определённого уровня креативности, творческого подхода и самотворчества. Чтобы справиться с постоянно возникающими сложными жизненными ситуациями, человек должен быть гибким, т.е. быстро переключаться с одного события на другое. В психологии накоплено достаточно исследований, относящихся к творческим способностям. Однако, до настоящего момента многие авторы (К.Тейлор, Р.Б.Кеттел, М.Воллах, Н.Коган и др.) приписывают творческому человеку разные, порой полярные характеристики. 

Наше исследование отличается от уже известных тем, что мы рассматриваем взаимосвязь творческих способностей и различных аспектов школьной адаптации (факторы школьной тревожности, школьная мотивация) у детей 7 – 8 лет. Также мы исследуем влияние гендерных особенностей на взаимосвязь творческих способностей и школьной адаптации. 

Результаты данного исследования могут использоваться для построения психокоррекционной программы, которая будет полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации.

В своем исследовании мы опирались на концепцию творческих способностей Дж. Гилфорда, а также на взгляды таких авторов как А.А. Налчаджян, В.Н. Дружинин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина.

Несмотря на критику идей Дж. Гилфорда, мы опираемся именно на его взгляд относительно творческих способностей, т.к. на данный момент он наиболее полно описывает данный феномен, а также эта точка зрения подтверждена множеством экспериментальных исследований. Нами творческие способности понимаются, в соответствии с концепцией Дж. Гилфорда, как способность к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущего в различных направлениях. Он считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Адаптация понимается нами как процесс, который приводит к устойчивой адаптированности личности в типичной проблемной ситуации без патологических изменений ее структурирования, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности (А.А.Налчаджян). 

Большинство авторов в своих теориях рассматривают связь творчества и адаптации. 

Так, Ж. Пиаже упоминает о том, что приспособление к миру есть активный творческий процесс, в котором ребенок, взаимодействуя с внешней средой, развивает все более сложные стратегии мышления.

А. Маслоу считает креативность, творческое отношение к миру и своей личности необходимыми качествами самоактуализирующейся личности.

Представитель армянской школы А А. Налчаджян среди других видов адаптации выделяет инновативную (новаторскую) адаптацию, в ходе и результате которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в те или иные области культуры.

С точки зрения В.А. Петровского одним из способов адаптации является надситуативная активность, которая выступает в явлениях творчества. Петровский определяет творчество как форму надситуативной активности.

Т.о., мы видим, что множество авторов в своих теориях говорят о том, что творческие способности, творческая деятельность существенно влияют на процесс адаптации человека в социуме. Мы вслед за ними предполагаем, что творческие способности помогают осуществить успешную адаптацию.  

Отечественные авторы (Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина) указывают на потребность ребенка в признании, формирующуюся в младшем школьном возрасте. Ребенок хочет одновременно «быть как все» и «быть лучше, чем все». С нашей точки зрения стремление «быть лучше, чем все» может проявляться также в демонстрации ребенком своих творческих способностей, т.е. тех способностей, которые могут не иметь совсем, или иметь, но в меньшей степени другие дети. С этим непосредственно связана такая функция, как воображение, которая в младшем школьном возрасте интенсивно развивается и претерпевает некоторые изменения. 

Развитие воображения и его роль в младшем школьном возрасте рассматривает в своей работе В.С. Мухина. В этом возрасте ребенок может, прилагая определенные усилия, управлять проявлением и развитием образов в воображении в зависимости от своей воли. Однако, воображение может как способствовать адаптации, так и наоборот, дезадаптировать ребенка в новых социальных условиях, уводя его в мир фантазий. В норме воображение может осуществлять терапевтическое действие. Также оно является способом освоения нормативности социального пространства, а это – одна из главных задач младшего школьного возраста. Решая эту задачу, воображение способствует наилучшей адаптации ребенка в новой социальной ситуации.

Школьная адаптация понимается нами как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности (Н. В. Вострокнутова). 

В данном исследовании будут рассматриваться эмоциональный и мотивационный компоненты школьной адаптации. Мотивационный компонент называют по-разному (поведенческий), но выделяют многие авторы. Эмоциональный компонент, с нашей точки зрения, является интегративным. В нем отражается внутреннее состояние ребенка. Если ребенок успешен в учебной деятельности, то его эмоциональное состояние можно охарактеризовать как положительное. С другой стороны, при наличии успешности в обучении эмоциональное состояние может быть неблагоприятным. В связи с такими особенностями эмоционального компонента школьной адаптации мы не могли оставить его без внимания.
Просмотров: 773 | Добавил: петр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz